(Ан-Нуши Абу Шукр ибн Бутрус (ибн) ар-Рахиб) [араб. ] (XIII в.), копт. писатель, автор богословских трактатов «Книга исцеления» (1268) и «Книга доказательств» (Китаб аль-бурхан) (1270/71), копт. грамматики. Ему также приписывают авторство исторического трактата, составленного в 1257-1259 гг., в араб. оригинале названного «История» (Тарих), или «Книга историй» (Китаб ат-таварих), и получившего широкую известность в европ. традиции как Chronicon Orientale.
Трактат охватывает период от сотворения мира до сер. XIII в. Он относительно невелик по объему и дает конспективный обзор церковной и светской истории Ближ. Востока, гл. обр. Египта. Повествование начинается от Адама, далее следует перечисление библейских патриархов с указанием лет жизни и дат рождения сыновей. Информация сгруппирована в виде синхронистических таблиц, параллельных колонок, одна из к-рых содержит сквозную датировку жизни патриархов от сотворения мира. Периодически эта таблица прерывается цитатами из ВЗ, содержащими связное повествование о событиях библейской истории. Хроника сообщает об израильских царях, основных вехах истории Израильского и Иудейского царств; после падения Иерусалима следуют списки вавилонских и ахеменидских царей, прерываемые синхронными сюжетами иудейской истории. Персид. властителей сменяет Александр и цари династии Птолемеев до Клеопатры и завоевания Египта Августом. Особо отмечено Рождество Христово. Далее идет подробное перечисление рим. императоров, вначале ему сопутствует перечень иудейских царей из династии Ирода. Иногда кратко упоминаются основные события, происходившие в правление того или иного императора, напр. разрушение Иерусалима, указываются совр. ему христ. иерархи, знаменитые мученики. Начиная с Диоклетиана правление императоров описывается подробно, с V в. отмечается религ. ориентация базилевсов, выделяются монофизиты и халкидониты. После Ираклия визант. императоров сменяют Мухаммад и мусульманские халифы (они датируются по лунной хиджре и от сотворения мира), с краткими комментариями к их правлениям. После Омейядов и Аббасидов (доведенных до 1258 г.) повествование возвращается к Фатимидам и Айюбидам - до Мансура Hyp ад-Дина Али (1257-1259). Далее следуют имена Александрийских Патриархов, начиная с ап. Марка, с датировками от сотворения мира и от Рождества Христова, а также с указаниями совр. им императоров. После св. Кирилла Александрийского перечисляются, с подробными комментариями, только монофизитские патриархи, особенно много места уделено Диоскору. Сохраняется параллель с правящим монархом: после визант. императоров следуют мусульм. халифы, Фатимиды в 910 г. сменяют Аббасидов. Последним в списке фигурирует 76-й копт. патриарх Афанасий, вступивший на престол в сер. XIII в. Существуют редакции хроники, в которых позднейшие переписчики продлили список патриархов до Гавриила VII (1526-1569).
Уже в XVII в. хроника Б. а.-Р. привлекла к себе внимание европ. историков и богословов в общем контексте их интереса к историографии христ. Востока. Ученый-маронит Ибрахим аль-Хакилани первым вывез из Египта рукописи хроники Б. а.-Р. и издал ее лат. перевод в Париже в 1651 г. В 1729 г. Иосиф Ассемани опубликовал ее новый перевод. Полный араб. текст был издан только в 1903 г. Л. Шейхо, он также воспроизвел лат. перевод своих предшественников с исправлениями согласно араб. оригиналу и незначительными примечаниями.